Система охлаждения двигателя.Принцип работы.

Система охлаждения двигателя — одна из важных составляющих жизнеспособности силового агрегата. Она служит для отвода излишек тепла от двигателя. Которые возникают при сгорания топлива или трении поверхностей цилиндров.

   Система охлаждения двигателя и ее типы.

С появлением первых двигателей, система охлаждения была воздушного типа. То есть, машина едет и двигатель обдувается встречным потоком воздуха. Никакого радиатора на тот момент не было и в помине. Радиатором служили только дополнительные ребра на двигателе, для большего соприкосновения с воздушной массой.  Пример такого типа охлаждения двигателя, можно посмотреть ниже:

Воздушная система охлаждения двигателя
Воздушная система охлаждения двигателя на примере мотоциклетного двигателя

Такая система имеет свои преимущества и недостатки. Её преимущество в том, что нет лишних деталей. И сама конструкция,  по этой причине становиться легкой. По сути, имея только ребра охлаждения и все. Но в свою очередь она очень и очень не эффективная. Так как, теплоемкость воздуха слишком мала. Чтобы в достаточной мере охладить водяную рубашку двигателя.

Полистав интернет, мне стало интересно, на какие автомобили устанавливались такие системы охлаждения. И вот что я нашел. Всеми нами известная Tatra  и Subaru,  делали двигатели на воздушном охлаждении. Еще конечно были такие, как Citroen и VW (Фольксваген).

Система охлаждения Татра - воздушное
Система охлаждения Татра — воздушное

Система охлаждения двигателя с помощью жидкости

Двигатели с жидкостным охлаждением, более современные и  эффективные, по сравнению с воздушным типом охлаждения. Вообще, принято считать, что двигатель с жидкостным охлаждением называют комбинированным. То есть, у автомобиля есть радиатор который обдувается встречным потоком воздуха. За счет которого происходит охлаждение жидкости. А та в свою очередь с помощью водяного насоса, циркулирует по двигателю. Чтобы лучше понять, как происходит циркуляция жидкости в комбинорованной системе, рассмотрим рисунок ниже:

Система охлаждения двигателя с помощью жидкости
Система охлаждения двигателя с помощью жидкости

На данной картинке видно что присутствует радиатор, вентилятор который включается когда температура становится критичной , шланги, термостат, датчик температуры, водяной насос  и расширительный бачок.

По большому счету воздушная система существенно модернизировалась. Конструкция усложнилась, стала тяжелой. В виду того, что в нее встроилось множество дополнительных элементов, стала менее надежной. Но более эффективной.

В наше время, используя новые составы технических жидкостей. Таких как тосол, антифриз. Которые, не только более теплоемкие по своему составу, но и морозостойкие. Ведь все прекрасно помнят, из курсов физики, что вода на морозе расширяется. А расширение в системе охлаждения может привести к выходу из строя ее элементов. Например разорванный радиатор или патрубок, поломка помпы или термостата.

Устройство жидкостного типа системы охлаждения двигателя

Рассмотрим устройство современной системы охлаждения. Для наглядности добавлю еще одну иллюстрацию:

Устройство системы охлаждения
Устройство системы охлаждения

На данной картинке видно, что в системе охлаждения современного двигателя присутствует два контура. Один из которых малый круг, а другой большой. При запуске автомобиля, циркуляция жидкости происходит по малому кругу. Это сделано для того, чтобы скорее прогреть двигатель. Далее, термостат от нагрева жидкости, начинает открывать проход по большому кругу. Он в свою очередь предназначен для прогрева салона, и лучшему отводу тепла от двигателя. Во многих современных автомобилях, отопления салона происходит от малого круга. Что считаю делано грамотно для удобства водителя. Но в каждой системе есть и недостатки. Такие как, сложность ремонта данной системы охлаждения.

 Заключение

В итоге хочу сказать что с каждым днем системы охлаждения модернизируются. Эта статья лишь базовый пример того как устроена система охлаждения двигателя. В добавок ко всему прочему в статье я рассказал про типы систем и их устройство. Так же был рассмотрен принцип их работы. Узнали что заливается в систему, а чего заливать не следует, при определенных условиях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *